Летопись

Архивные материалы из истории храма Рождества Христова села Иудино

(орфография текстов в основном сохранена)

Церковно-приходская летопись Христорождественской церкви села Иудино, Владимирской епархии, Александровского уезда, составленная священноцерковнослужителями в 1883 году.

  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Христорождественская церковь в селе Иудине находится по Углицкой дороге, в 15-ти верстах от Троице Сергиевой Лавры, в 160 верстах от губернского города Владимира и в 40 от уездного Александрова.

Когда первоначально построена церковь об этом не сохранилось никаких сведений. Известно только что до 1763 года та существовала и была деревянная с приделом Знамения Божия Матери. В храмоздательной грамоте от 11 июля 1763 года говорится: «Благословили мы (Сильвестр епископ Переславский и Дмитровский) построить вместо обетшалой деревянной церкви вновь на другом благопристойном близ оноя же деревянной церкви в тож Рождества Христова именовали каменную церковь приделом Знамения Пресвятыя Богородицы». В церкви до сих пор сохранился антиминс, данный еще в прежнюю церковь при императоре Петре 2-м, освященный Игнатием митрополитом Коломенским и Каширским, 1729 года. Из прежней церкви перенесены в настоящую: запрестольный образ Божией Матери, на котором риза устроена еще в 1735 году попом Василием Ивановым; синодик, построенный ради вечнаго вписующих поминовения при священнике Иоанне Данилове, февраля в 8 день 1713 года. Следовательно, церковь существовала и в 1713 году.

Нынешняя каменная церковь в настоящем своем виде существует с 1763 года. Июля 11-го дня 1763 года дана была храмоздательная грамота, Сильвестром епископом Переславским и Дмитровским, которая сохранилась до сего времени. Вот ея содержание: «По благодати дару и власти Всесвятаго и Животворящего Духа, данной нам от самого первого архиерея Господа нашего Иисуса Христа чрез священныя его апостолы и их наместники и приемники, благословил епархии нашея Переславского уезду Залескаго вотчины свята Троицкия Сергиевы Лавры, села Иудина церкви Рождества Христова священника Петра Васильева, по прошению его, построить вместо обветшалой деревянной церкви вновь на другом благопристойном, близ оной же деревянной церкви и в том Рождества Христова именование, каменную церковь с приделом Знамения Пресвятыя Богородицы, по чину греко-российскому,  и по построению убрать оную церковь иконостасом святыми иконами по подобию прочих российских же церквей благолепно и благостройно. Из борных и благолепных и в перстосложении по раскольническому суетному мудрованию писанных икон в тех церквях отнюдь (бы) не было, дабы раскольники по прошествии будующих времен не льстили себе называть оныя старинными. А престолы построить в вышину не менее как аршин и шесть вершков в ширину аршин и четыре вершка.  И чтоб оной той церкви погост был огорожен и все то окончить в непродолжительном времени. По совершенном же той церкви окончании всю церковную утварь сосудами и всего церковного круга книгами с подписанием по листам на имя той церкви удо(вольствовать), причем были б книги православного исповедания, букварь и духовный регламент, а по приуготовлении всего приличиствующаго ко освящению той церкви серебужского заказа заказчику села Константиновского священнику Никите Степанову освидетельствовать и все налично в ней описать со всяким обстоятельством, и при том оной церкви у священно и церковно служителей взять сказ, коликое число при означенной церкви какова звания в приходе дворов и в них обоего пола душ состоит, и по той сказке, и по той ему самому заказчику освидетельствовать, подать в консисторию купно с описью, и по осмотрении ежели та церковь с приделом, во всем вышеописанном будет удовольствована, то общении оных данных быть имеет особливый указ, а вышеописанную деревянную церковь по построении новой разобрать или с той церкви не на что оное употреблять, как на топление церковных печей или на печение просфор, а на месте том и к оной старой церкви престол есть построить безвходную  часовню, дабы оное место ногами попираемо не было. Чего ради оному священнику Петру Васильеву данная сия храмоздательная грамота рукою нашею подписанная и печатию запечатанная в богоспасаемом граде Переславле Залеском. Лета мироздания 7271, воплощения Божия Слова 1763 июля 11 дня индикта 2».

Кроме того, до сих пор сохранились три надписи: а) на чугунной доске, прикрепленной к стене с южной стороны храма, б) на медной доске, находящейся в церкви и в) на длинном жестяном листе, прикрепленном к карнизу с внешней стороны алтаря. Последние две надписи не что иное, как краткое повторении первой. Первая же довольно подробно говорит о начале и обстоятельствах построения церкви. Содержание надписи сохранившейся на чугунной доске, следующее: «Молитва Богородицы к Сыну Своему и Богу нашему: Царю Небесный, прими всякого человека, славящего Тя и призывающего имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени моего, освяти место оно и прослави прославляющего Тя именем моим, приемлющих всяку молитву и обещание тайну цареву добро хранити, а дела Божия проповедати  преславно есть. 1763 года начата сия вновь каменная церковь вместо ветхой деревянной в том же именовании Рождества Христова и с приделом  Знамения Богородицы вновь, по благословению синодального члена епископа Сильвестора Переславского и Дмитровского, по прошению тоя церкви священника Петра Васильева с причетники и приходскими людьми, по коему прошению и дана храмоздательная грамота и велено строить в то же именование Рождества Христова и Знамения Богородицы на хранящуюся церковную сумму 85 руб. и в коем в прибавке дана от консистории сборная книга на три года, по коей и собрано денег 4138 р. И как началось строение то, услышал князь Лука Иванович Несвицкой и подал вкладу каменного кирпича 30 000, да белого камня 400, и просил онаго священника, чтоб вместо Знамения Богородицы освятить придельный храм во имя Казанския Богородицы и пожертвовал образ в осребренном окладе с ризою кованою и венцом позлащенными, которой в 1767 году по освящении церкви поставлен в храмовом месте, а по прошествии 24 лет и по смерти того священника некоим христолюбцем его родства, чтоб храм Знамения Богородицы не остался без празднования  и в забвении таком и покойного священника обещание исполнить, того ради сей образ написан на стене шаровными писании и украшен медною позлащенною ризою и прочими украшении на собранную сумму от Московских христолюбивых подателей, за коих святая церковь непрестанно благомолит до скончания века. Аминь.

Того ради сия надпись на доске чугунной вылита и поставлена в стене в память будущим родом 1792 года.

А настоящий храм совершился в 1771 году случившуюся в Москве свирепую моровую язву».

Все писанные памятники свидетельствуют, что сначала, в 1763 году, построена трапеза [трапезная] с престолом Казанския Божия Матери вместо Знамения Пресвятыя Богородицы. Трапеза в основании имеет форму восьмиугольника, в юго-восточном углу которого устроен придельный алтарь. Над придельным храмом глава с осьмиконечным крестом. Настоящий храм совершен в 1771-м году и освящен в 1775. В основании он имеет форму квадратную, верх его столпообразный осьмиконечный, фонарь осьмигранный же; крест на главе храма железный, четырехконечный, с коронками на концах, внизу его полулуние укреплен к главе железными цепями. На верху храма, по стенам, на железных листах прикреплены образа: на восточной стороне храма – образ Спасителя, на северной – Казанской Божией Матери, на южной – Знамения Пресвятыя Богородицы. Алтарь настоящей церкви имеет вид полукружия; окна с полукруглыми  верхами; при них, снаружи прежде были одиночные смежныя ставни, из которых до сих пор сохранился только один, – именно при южном окне алтаря; при некоторых других сохранились только крючья. В настоящем храме двои входныя двери с западной и с верной стороны с выступами и полуциркульными верхами, северная дверь одиночная железная. Иконостас вырезан в 1864 году, а в 1868 вызолочен; поставлен в Москве. Об этом прежнем иконостасе в надписи на медной доске говорится; сей иконостас и со светлыми иконами ………….нижняго яруса Спасителя и Богородицы Владимирския куплен в царствующем граде Москве из церкви Владимирския Богородицы, что у Николаевских ворот в углу ценою за 80 на собранную с христолюбивых московских податей сумму».

Из икон в настоящем храме замечательны: образ Спасителя. Об этом образе говорится в надписи на медной доске: «вместо этого оставшегося в Москве Спасителева образа который был в иконостасе церкви Владимирской Божией Матери списан сей святый образ с нерукотворенного образа, что в Москве в Новоспасском монастыре точная копия дока того образа мерою по сему иконостасу меньше о принесении и о чудесах сего образа зри ниже сего. В лето 7153 а в рождества 1645 месяца июля 12 дня в городе Хлынове при церкви Живоначальныя Троицы, которая ныне применована в Милостивого Спас, в паперти пред Нерукотворенным образом, а в котором году как тот образ написан и поставлен того неизвестно города Хлынова житель Петр Палкин, который слеп был три года молился внизапну прозре и от того времени от сего святого образа производились чудеса многая и несчетная по сем чудесем в царство благовернаго государя царя и великого князя Алексия Михайловича при патриархе Иосифе прислан с Москвы на Вятку царским повелением Московского Богоявленского монастыря, что за восточным рядом игумен Пафнутий взял тот нерукотворенный образ по принесении его в Москву сперва поставлен был в Кремле в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы и потом в скором времени перенесен в монастырь Преображения Господня, что именуется на новом, а в котором году из вятки тот образ и в Москву принесен в записках не описано в лето 7156-1647 повелением предреченных царя и патриарха с помянутого чудотворного образа список сделан и в 7156 и 1648 месяца сентября тот список опущен на Вятку а для препровождения его до Вятки послан Московского Крестовоздвиженского монастыря игумен Варлаам и на Вятку ………..принесен того 7156 – 1648 году декабря в 17 день где ныне находится жители того града всякого звания люди и протчи окрестных стран случившихся в Москве за какими либо и делами не преминуют без поклонения и молебствия не исполнивши в домы своя не возвращаются и до дне такожде и Московския народы непрестанно приходят и молебствуют и в домы своя поднимают и всенощное бдение совершают 1788 а за написание означенного образа иконописцу дано 1054 и на оный же образ сделан венец серебряной чеканной весом 233 золотника с половиною по 22-ко золотник итого 51-ру, 37-ко …………….на 5-ру по 11 к. за укрепление оных в сребра дано 21-ру 50 –ко за золото и за работу 13-ру 50-ко итого 91-ру 48-ко.

Образ Владимирской Божией Матери в надписи на медной доске о нем говорится следующее: вместо оставшегося чудотворного образа Владимирския Богородицы точное изображение и мера списана иконописцу дано за работу 12-ру и на оный образ сделан венец серебряной чеканной, и с короною за золото с работою 10-ру 20-ко, за камушки и за работу дано 16-ру за оплечье медное и с позолотой. На лицевой стороне образа находится следующая надпись: «1788 году чудотворного истинное изображение и мера с образа Пресвятыя Богородицы Владимирския обретающееся в царствующем граде Москве в городе Китае в углу, что у Никольских ворот в церкви списан в 1787 году декабря 1-го дня венец на оном образе положен серебряной позлащенный с короною  убрус и повеском убранным каменьями». На обороте следующая надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворныя иконы Владимирския Богоматери, которая обретается в царствующем граде Москве в церкви, что внутри Китая города у Никольских ворот и сей святой список послан от некоего христолюбца Переславской епархии Переславского уезда Залесскаго в село Иудино в новопостроенную каменную церковь Рождества Христова, которая сооружена суммою от христолюбивых дателей и иконостас куплен и со святыми иконами преждебывшей в вышеописанной же Владимирской церкви ценою за восемьдесят рублей…»

Образ Рождества Христова в медной посребренной ризе; венец на главе Божией Матери серебряный, украшен короною, уложенною камнями.

Во втором и третьем ярусах иконостаса изображения царей, пророков и апостолов перемещены из старого иконостаса, купленнаго в Москве.

Запрестольный образ Божией Матери, неизвестно когда написанный, перенесен из прежней деревянной церкви. На ризе сего образа есть след. надпись: «сия риза построена 1735 года марта в 9 день села Иудина запрестольной Богородицы, весом 120 золотников рачением попа Василия Иванова, риза серебряная с позолоченными венцами».

Образ Федоровской Божией Матери в модной позолоченной ризе. Надпись на нем следующая: «сей святый образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы нарицаемого Федоровская яже во граде Костроме а явление того цельбоносного образа бысть в лето ……………году месяца августа …….день, празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено в прологе марта 14 дня той самый чудотворный образ Пресвятыя Богородицы великому князю Василию Георгиевичу рекомому».

В придельном храме во имя Казанской Божией Матери иконостас столярной работы, украшенный резьбою. Он построен в 1874 году на пожертвованныя прихожанами деньги, вместо прежнего обветшавшего, а в 1875 году вызолочен на пожертвованныя прихожанами деньги.

Из икон в придельном храме замечательны: образ Казанской Божией Матери. Риза на нем серебряная, на окраинах ризы шесть звезд из белых камней. Венец вызолочен, на венце корона, уложенная камнями. Оплечье бархатное уложено множеством жемчужных ниток и мелких камней. На ризе находится следующая надпись: «Октября 10 дня царствующего великого града Москвы христолюбивый Федор Алексеев с супругою приложили вкладу сей образ Матери Божия Казанския соукрашением весу серебра 155 золотников в село Иудино вновь построенную каменную церковь на христолюбную сумму во имя Рождества Спасителя нашего в придел изображение и мера с чудотворного ея образа, что в селе Богороцкове за Москвой у Казанския и жемчуг и прочее украшение от разных христоподателей, за что Матерь Божия непрестанно молит сына своего: «Царю Небесный, приими всякого человека», — [и т.д.] читается эта молитва на чугунной доске, прикрепленной с южной стороны  храма. При этом образе находится серебряная привеска с 5 частями мощей свв. угодников и частицею древа Креста Господня. Образ Казанской Божией Матери, малаго размера, пожертвованный в 1763 году князем Лукою Несвицким, в серебряной позолоченной ризе.

Колокольня, построенная позже церкви, каменная, по высоте равна настоящему храму, соединена с приделом папертью, которая построена в 20-х годах настоящего столетия. Форма колокольни квадрат во второй половине, верхней сузившейся. Крыша она так же, как и церковь, крыта железом. Крест утвержден на шпиле и состоит из дерева, обитого железом жестью.

На колокольне 7 колоколов: 1) благовестный – большой; на нем – изображения Ильи Пророка, преподобного Сергия, Казанския Божия Матери и Рождества Христова и надпись: «Сей колокол вылит в царствующем граде Москве на заводе купчихи Богдановой, Александровского уезда в село Иудино к церкви Рождества Христова при священнике Иоанне Смирнове и старосте церкви Леонтие Никитине на пожертвованную прихожанами сумму 1859 годы февраля 8 дня весу 154 пуда 39ф. и вкладчика Зиновья Григорьева. 2) второй – с изображениями Рождества Христова, Николая и Сергия святителей, Знамения Божией Матери и Казанской Божией Матери. Надпись на нем: «Сей колокол отлит в Москве на заводе А.П.Финляндской, урожденный Богдановой, в село Иудино при священнике Иоанне Максимове Смирнове и старосте церковном Леонтие Никитине Гомозове усердием крестьянина Зиновия Григорьева с прочими христолюбивыми прихожанами 1861 года мая 30-го весу 81 пуд 36 фунтов». Остальные колокола старые, век их не означен, надписей на них нет.

Ограда каменная квадратной формы в основании на трех углах безвходные башни с херувимами на главах, а на северо-восточном углу часовня входная, круглая довольно обширная крыша куполообразная со шпилем, на котором утвержден деревянный покрытый жестью крест. В огр[аде] ворота, деревянные одни на восток, а другие на север; построена в 1856 году с благоволения Иустина епископа Владимирского, при священнике Иоанне Смирнове и старосте церковном Леонтие Гомозове на счет церковной и кружечной суммы; построению его много способствовал деньгами крестьянин деревни Шубина Зиновий Григорьев.

Из церковной утвари замечательны по древности:

Евангелие в пол-листа, обложены  малиновым бархатом, с медной посеребренной верхней доской. Евангелие это вложено некоим господином Шиловым в . На нижней обложке надпись: «1826 года сентября 1-го дня переплетена  сея церковь великомученицы Варвары Евангелие церковным старостою Алексеем Ефимовым. Евангелие издано 1657 года.

Евангелие большое, в листе на Александровской бумаге, в медных посребреных досках. На первом листе картина страданий и воскресения Иисуса Христа. Издано 1744 года.

Крест серебряный, чеканный беспробный с мощами. На нем надпись: «1767-го построен сей ………..в село Иудино в новостроящуюся каменную церковь Рождества Христова и придел Богородицы старанием тоя ц. строителя иерея Петра с причетники на собранную сумму от христолюбцев, весу в нем 244 золотника по 20 копеек золотник.

Крест маленький серебряный позолоченный безпробный с мощами. На нем приписка: вклад московского купца Василия Амвросиева.

Священнослужебные сосуды: 1. потир, дискос, звездица, блюдечки серебряные 84 пробы позолоченные, приобретены в 1845 году за 250 р. асс. весу в них 205 золотников; 2. потир позолоченный, дискос, зведица, блюдечки старинного серебра, купленные еще во время построения церкви весу в них 294 золотника.

 

О причте церкви.

До 1837 годы причт Христорождественской церкви села Иудина состоял из одного священника, одного диакона и двух причетников; в 1838 году пономарское место закрыто, а в 1856 году и диаконское, ныне из одного священника и одного причетника.

За требоисправление причт получает годоваго вознагрождения от прихода от 350 до 400р. и процентов 5р.58к. с вкладных капиталов: 1) 100 рублей, вложенных за поминовение крестьяном деревни Шубина Зиновием Григорьевым и 2) 20 рублей, пожертвованных за поминовение московским купцем Афанасием Степуриным.

                                                 

Краткая история прихода.

Как прежде, так и в настоящее время приход состоит из 5 селений: села Иудина и деревень: Шубина, Козлово, Лискина и Мехова.

От чего получило название село Иудино, с достоверностью определить трудно. Можно, впрочем полагать, что оно носит название лица, первого поселенца на этом месте: устные рассказы передают, что какой-то крепостной крестьянин Иуда откупился от крепостной зависимости и поселился на том месте, где теперь село Иудино, но о времени поселения этого лица сказать ничего невозможно по отсутствию сведений. Легче объяснить другое название села – «Кочерги».  Это название получило от оврагов, лежащих на северной стороне по отношению к селу имеющих вид кочерг. Около села протекают две небольшия речки: одна Кунья по юго-западной стороне, которая вероятно получила название  от куниц, живших и теперь, впрочем попадающихся в лесах около этой речки, а другая Вокся на восточной стороне. Последняя замечательна своими высокими и крутыми берегами, в иных местах едва доступными даже для пешехода. Около этой речки есть замечательная по своему названию пустошь Молохово близ этой местности по берегам речки, рассказывают, находятся клады. Близ речки Куньи, около Кузнецкого оврага, есть местность Кузнецы, где видно множество ям, свидетельствующих, что тут было поселение. И действительно: в первых годах настоящего столетия крестьяне села Иудина в одной из этих ям нашли дубовый сруб, а в нем рожь в зернах. На Кузнецах так же как рассказывают, есть клады.

 

О прихожанах.

По происхождению прихожане Великороссы, по сословию крестьяне, прежде вотчинные  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, исповедания православного, к храму Божию усердны. Их пожертвованиями устроена ограда, слиты колокола, построены иконостасы вызолочены, на их пожертвования украшается теперь придельный храм живописью.

Крестьяне села Иудина начали праздновать Знамение Божией Матери с 1842 года по случаю бывшаго в этом году скотского падежа, в деревне Козлове по случаю засухи, бывшей в 1850 году, стали праздновать Сошествию Св.Духа; в деревне Шубине по случаю холеры, бывшей в 1852 году, в пятницу пред Ильиным днем каждогодно совершаются молебствие, наконец, с 1856 года по случаю бывшаго в этом году градобития в деревнях Мехове и Лискине стали праздновать святителю Митрофанию (4-го июня).

В крестьянах видно стремления к грамотности; пятая часть прихожан умеют читать и писать. Крестьяне прихода села Иудина преимущественно занимаются земледелием и скотоводством. Немногие из них весною и зимою отправляются на промысл. Единственным промыслом здесь служит занятие пилкою леса и здоровью ближайших рощах.

Занятия земледелием и скотоводством не доставляют средств для богатой, роскошной жизни. Крестьяне живут в деревянных домиках, покрытых соломой, в непривлекательной обстановке.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Поверенная церковно-приходская летопись Христорождественской церкви села Иудина 1868-1883 года.

1868 года

Куплен подризник.

Священник Иоанн Максимов Смирнов находится при церкви с 11-го декабря 1836 года. Обучался в Спасо-Вифанской семинарии и окончил курс с аттестатом 1-го разряда. С 1852-го года по 1864 проходил должность ведомственного духовника; 1856 года февраля 22 дня награжден набедренником; 1859 года 14 июля в память войны 1853-185….годов награжден бронзовым наперсным крестом, в . По 1868г. Проходил должность благочинного и за усердное и ревностное прохождение оной должности изъявлена ему признательность Епархиального начальства, в сем же 1868 году Всемилостивейшее пожалован бархотною скуфьею.

Дьячек Василий Васильев Лебедев по исключении из высшего отделения Переславского духовного училища находился в Переславском Никитском монастыре, в числе послушников, где 1856г. 26 августа посвящен в стихарь; в 1860 году указом Владимирской духовной Консистории определен на оное место в пономаря, а 1868 года февраля 4 дня переименован в «дьячок». Пономарь Николай Петров Тихомиров исключен из высшего отделения  Переславского Д. училища. С . по 1865 был пономарем в селе Бакшееве, Александровского уезда, в 1860 году посвящен в стихарь; с 1865 по 1868 был дьячком в том же селе; в . Определен пономарем в здешнее село на место умершего 12 января сего года дьячка Николая Виноградова.

Староста при сей церкви  крестьянин деревни Шубина Федор Лукьянов Горбачев проходил сию должность 1-го января 1862 года; старанием его в настоящей церкви вырезан иконостас на 900 р.с. и вызолочен в . За 1000 руб.; в придельной церкви устроен балдахин во 100 р. и поставлен над площаницею купленною за 130 р. В 1865 году он награжден от консистории похвальным листом.                                                             

Усердие к храму Божию в прихожанах выражается в постоянных заботах о благолепии; содействие их оказано в 1865 году в сооружении иконостаса.

В 1868 году родившихся было: муж.п. 18, жен. 21; умерших: м.п. 30, ж.п. 26, браком сочетавшихся 8.

Бывших у исповеди и Св. Причастия: м.п. 320,ж. 356; не бывших у исповеди по малолетству: м.п. 52, ж.п. 12.

Церковной суммы осталось от . 109 р. 53 к.; выручено за проданные свечи и огарочный воск 58 р. 85 к., собрано от подаяния в кошелек и кружку 78 р. 21 к., израсходовано на покупку свеч 37р. 50к., на починку церкви и другие расходы 48 р. 64 к., внесено для хранения и приращения на пользу церкви 21 р. 35 к., осталось к . 139 р. 15 к.

                                                             

1869 год.

Июля 28 дня церковь была посещена преосвященным Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.

С сего года священник И.Смирнов выбран ведомственным духовником.                                              

Родившихся было: м.п. 14, ж.п. 21, умерших: м. 16, ж.23, браков 9.

Исповедавшихся: м.п. 299, ж. 346, не исповедавшихся по малолетству: м.44, ж.61, по отлучкам: м.19, ж.13.

Церковной суммы осталось от 1868г. 139 р. 15 к., прибыли от продажи свеч и огарочного воска 62 р. 65 к., от подаяния в кошелек и кружку 45 р. 85 к., израсходовано на покупку свеч 41 р. 35 к., на починку церкви и разные расходы 53 р. 87 к., внесено для хранения и приращения на пользу церкви 21 р. 40 к., осталось 131 р. 13 к.

                                                             

1870 год.

Марта 10 дня куплено медное посребреное паникадило на пожертвованную прихожанами сумму 130 руб.                            

Родившихся было: м.п. 25, ж.п. 22, умерших: м.п.12, ж.п. 14, браков 12.

Исповедавшихся: м.п. 305, ж.п. 348, не исповедавшихся по малолетству: м.п. 46, ж.п. 64, по отлучкам: м.п. 11, ж.10.

Церковной суммы от . Осталось 131 р. 13 к., прибыли от продажи свеч и огарков 58 р. 90к., от подаяния в кошелек и кружку 56 р. 52 к., израсходовано на покупку свеч 37 р. 50 к., на починку церкви разные расходы 46 р. 17 к., внесено для хранения и приращения в пользу церкви 21 р. 40 к., осталось 141 р. 48 к.

 

1871 год.

Пономарь Николай Тихомиров в июле месяце, за нетрезвую жизнь отставлен от места и уволен из духовного звания. Пономарское место закрыто.

Родившихся было: м.п. 16, ж.п.21, умерших м.п.24, ж.п. 20, из этого 10 человек в д. Мехове умерло от холеры, браков 5.

Исповедавшихся м.п.308, ж.п.360, не исповедавшихся по малолетству м.п.56, ж.п. 69, по отлучкам м.9, ж.п.5. церковной суммы от . Осталось 141 р. 48 к., прибыло от продажи свеч и воска 589 р. 25 к., от подаяния в кошелек и кружку 62 р. 47 к., израсходовано на покупку свеч 38 р. 25 к., на починку церкви и разные расходы 55 р.75 к., внесено для хранения и приращения на пользу церкви 31 р., осталось 137 р.30 к.

 1872 год.

Июня 8 дня куплены парчовые серебряные по белой земле, с епитрахилью, набедренником, поясом и поручами за 125р., пожертвованному прихожанами.

Родившихся было: м.п. 18, ж.п.10, умерших м.п.12, ж.п. 17, браков 6.

Исповедавшихся м.п.295, ж.п.337, не исповедавшихся по малолетству м.п.50, ж.п. 65, по отлучкам м.16, ж.п.14.

От 1871 года церковной суммы оставалось 137 р. 30 к., прибыло от продажи свеч и воска 59 р. 50 к., от подаяния в кошелек и кружку 50 р. 9 к., израсходовано на покупку свеч 41 р. 25 к., на починку церкви и разные расходы 43 р.15 к., внесено для хранения и приращения на пользу церкви 31 р., осталось к . 131 р.50 к.

 

1873 год.

29 июля сего года церковь была посещена преосвященным архиереем Антонием, архиепископом Владимирским и Суздальским во время приезда его высокопреосвященства отобран старинный антиминс из придельной церкви, выданный в 1729 году, и вместо его выдан новый.

Августа 1-го числа пожертвован неизвестным подризник шерстяной, стоящий приблизительно 10 р.

Апреля 8 дня священник И. Смирнов всемилостивейшее пожалован камилавкою за отлично усердное при честном поведении прохождение возложенных на него должностей.

Родившихся было: м.п. 20, ж.п. 21, умерших: м.п.20, ж.п. 18, браков 5.

Исповедавшихся: м.п. 293, ж.п. 334, не исповедавшихся по малолетству: м.п. 52, ж.п. 60, по отлучкам и другим препятствиям: м.п. 15, ж.11.

От . церковной суммы оставалось 131 р. 50 к., прибыли от продажи свеч и огарков 75 р. 5 к., от подаяния в кошелек и кружку 63 р. 15 к., израсходовано на покупку свеч 45 р., на починку церкви разные расходы 58 р.95 к., внесено для хранения и приращения в пользу церкви 31 р., осталось к . 135 р. 35 к.

 

1874 год.

         26 мая куплено два медных посребреных подсвечника за 40 р., того же числа куплены хоругви металическия прорезныя за 125 р.

         В августе месяце в придельной церкви вместо старого иконостаса поставлен новый, столярной работы, украшенный резьбою, вырезан за 425 рублей, на пожертвованную сумму.

         Иконостас придельной церкви, вырезанный прошлом году, в нынешнем году вызолочен за 700 р. пожертвованных прихожанами.

                                                

1878 год.

         Ноября 10 дня старостою церковным Федором Лукьяновым внесена облигация 2 восточного займа в 100 р. за № 404 730 в пользу причта за поминовение крестьянина Михаила Харитонова и мещанки Татьяны Трофимовой и их родственников.

 

1879 год.

         Февраля 28д. разрешено преосвященнейшим Иаковом, епископом Владимирским, устроить в настоящей и придельной церкви чугунный пол, который устроен апреля 27 дня на пожертвованную прихожанами сумму. За материал и работу заплачено 850 р.

         22 мая на церковную сумму куплена Библия, ветхий и новый завет, в русском переводе, за 3 р. 40  к. 

1880 год.

         Июня 15 дня окрашена крыша на церкви, колокольне и ограде на сумму 197 р. 50 к. собранную прихожанами с прибавлением церковной кошельковой суммы в количестве 70 р.

         Августа 21 дня священником и старостою церковным приобретены на собственныя средства в помощи других жертвователей: напрестольный крест, серебряный вызолоченный 84 пр., весом в 1 ф. 33 золотника и евангелие в лист, с двумя серебряными вызолоченными досками 84 пробы. За крест и евангелие заплачено 235 рублей.

 

1881 год.

         Апреля 15 дня приобретены на пожертвованную сумму: семисвечник медный посребреный, большой подсвечник медный, посребреный водосвятная чаша, медная посребреная. За все заплачено 86 р.

В этом году избран на трехлетие вновь церковный староста крестьянин деревни Шубина Павел Федоров.

1882 год.

         Января 12 дня священником села Иудина Иоанном Смирновым пожертвованы в пользу церкви и причта по две облигации  восточного займа 1877-го года по пятидесяти рублей (всего 200 р. за № 412304, 412305, 412309 и 412310).

         Января 12 мещанкою вдовою Пелагиею Андреевою пожертвована в пользу причта облигация второго восточного займа во 100 р. за № 075427-м.

         Января 12 ею же пожертвованы в церковь села Иудина 2 ризы с прибором белаго глазета, стоящия 90 рублей.

1883 год.

Ночью с 28 на 29-ое июня совершено покушение на кражу из церкви, для сего посредством лома поднято паперти. Из которого злоумышленник влез в паперть, переломлен и вытащен из своего места железный болт, которым запирается входная дверь, ведущая в церковь, выломано несколько камней, около коих утверждены запоры в стене, подняты две каменныя большия плиты пола около двери, но благодаря бдительности и предусмотрительности церковного старосты Михаила Васильева и энергическим мерам, принятым священноцерковнослужителями, злоумышленник был пойман на месте преступления и с орудиями преступления: железным ломом и железным большим долотом, неуспевши проникнуть в церковь и похитить из нея что-нибудь.

 

Копия с подлинной летописью …………согласна.

Настоятель священник села Иудина Иоанн Смирнов.

Исправляющий должность псаломщика села Иудина дьячек Василий Лебедев.

Свидетельствовал благочинный села Константиновского священник Николай Беляев.

  

Из книги «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (Владимир, 1895), оставленной преподавателем Владимирской семинарии В. Добронравовым.

 

Иудинский  приход

Село  Иудино находится в 150-ти верстах от губернского города, в 30-ти от уездного. Настоящий Иудинский приход, состоящий из села Иудина и деревень: Шубина, Козлова. Лискина и Мехова до 1764 года составлял вотчину Троице-Сергиева монастыря. Об этой вотчине и доходах, с неё получаемых, в ведомости 1761 года имеются следующие сведения: « В селе Юдине по ревизии 1744 года-81 душа муж. пола, земли 25 четвертей в поле,  сена на 30 копен, лесу пашеннаго 10 десятин и непашенного 15 десятин; крестьяне пашут на Лавру земли при селе Копнино 10 десятин, сена вместе с другими деревнями косят 1119 копен; работников отправляют в Лавру 1 конного и 2 пеших; они же возили при Лавре навоз и сено, содержась на крестьянском коште. В  1761 году с тех крестьян поступило: оброку за разныя звания 9 руб. 69 коп., за землю 1 руб. 60 коп., скани неводной , яиц 291. бревен и подвязей 45, лавок 19, моху 1 воз, лучины 16 полен; плот сошных и борон 3, подушек тележных 9, дров 11 сажен кубических; за отданные крестьянам пустоши и земли 38 руб. 57,5 коп., на покупку яблонь и груш 28 коп., черемуховых 23 прута, мягкаго лесу 6 возов, жердей 18 и из дальних лесов вывезено 11 саж. кубич. дров.

Деревня Шубино – 60 душ, земли 35 четвертей в поле, окладного сбору в 1761 году: оброку 15 руб. 45 коп., кожевенному делу корья 36 пучков, яиц 495.

Деревня Козлова с Меховым и Лискиным – 158 душ, земли 641/8 четв. в поле, сена 20 копен; оброку в . 24 руб. 70 коп., за землю 2 руб. 55 коп., корья 78 пучков, работников для сушки овинов 3, для починки мельницы 46 человек, для отвоза из Лавры в Москву стряпческих запасов 17 подвод; неокладных сборов: черемуховых 66 прутьев мягкого лесу 173/4 воза, жердей 63 и вывезти дров 19 кубических сажен».

Когда в первый раз построена в Иудине церковь, сведений о том не сохранилось, но по сохранившимся в церкви данным, она уже существовала в 1713 году. В 1763 году она пришла уже в ветхость, и прихожане решили построить вместо неё каменную церковь. О времени и обстоятельствах построения этой церкви даны обстоятельные сведения в надписи на чугунной доске, прикрепленной к наружной стене храма:

«Молитва Богородицы к Сыну Своему и Богу нашему. Царю Небесный, прими всякого человека, славящего Тя и призывающего имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени Моего, освяти место оно и прослави прославляющего Тя именем Моим, приемлющих всяку молитву и обещание тайну цареву добро хранити, а дела Божия проповедати  преславно есть: 1763 года начата сия вновь каменная церковь вместо ветхой деревянной в том же именовании Рождества Христова и с приделом Знамения Богородицы вновь по благословению синодального члена епископа Сильвестора Переславского и Дмитровского по прошению тоя церкви священника Петра Васильева с причетники и приходскими людьми, по коему прошению и дана храмоздательная грамота и велено строить в то же именование Рождества Христова и Знамения Богородицы на хранящуюся церковную сумму 85 (руб.) и в коем в прибавке дана от консистории сборная книга на три года, по коей и собрано денег 4138 (руб.). И как началось строение, то услышал князь Лука Иванович Несвицкой и подал вкладу каменного кирпича 30 000, да белого камня 400, и просил онаго священника, чтоб вместо Знамения Богородицы освятить придельный храм во имя Казанския Богородицы и пожертвовал образ в осребренном окладе с ризою кованою и венцом позлащенными который в 1767 году по освящении церкви поставлен в храмовом месте, а по прошествии 24 лет и по смерти того священника некоим христолюбцем его родства, чтоб храм Знамения Богородицы не остался без празднования  и в забвении таком и покойного священника обещание исполнить, того ради сей образ написан на стене шаровными писании и украшен медною позлащенною ризою и прочими украшении на собранную сумму от Московских христолюбивых подателей за коих святая церковь непрестанно благомолит до скончания века. Аминь.

Того ради сия надпись на доске чугунной вылита и поставлена в стене в память будущим родом 1792 года.

А настоящий храм совершился в 1771 году случившуюся в Москве свирепую моровую язву».

Этот каменный храм существует в Иудино доселе. Крест на нем четвероконечный с короною вверху и полулунием внизу; алтарный выступ полукруглый; окна с полукруглым верхом, закрывались прежде железными ставнями. Колокольня построена позднее церкви.

Престолов в нем два: в холодной в честь Рождества Христова, в приделе теплом в честь Казанской иконы Божией Матери. Иконостас в настоящее время новый, поставлен в 1868 году, вместо старого обветшавшего, купленнаго при постройке каменной церкви в Москве в церкви Владимирской Божией Матери, что у Никольских ворот, за 80 рублей.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь довольно богата. Из св. икон замечательны: 1) Икона Спасителя; при ней надпись на медной доске: «Вместо того оставшагося Спасителева образа (который был в иконостасе церкви Владимирской Божией Матери) списан сей святый образ с Нерукотвореннаго образа, что в Москве в Новоспасском монастыре точная копия дска того образа мерою по сему иконостасу меньше, а принесен по чудесах сего образа, зри ниже сего… в лето 7153 в городе Хлынове при церкви Живоначальныя Троицы, которая ныне применована Всемилостиваго Спаса в паперти пред Нерукотворенным образом города Хлынова житель Петр Палкин, который слеп был три года, моляся, внезапу прозре и от того времени от сего Святого образа производились чудеса многая и неисчетная. По сим чюдесем в царство благовернаго Государя царя и великаго Князя Алексия Михаиловича, при патриархе Иосифе, прислан с Москвы на Вятку царским повелением московскаго Богоявленскаго монастыря, что за ветошным рядом, игумен Пафнутий, и  взял тот Нерукотворенный образ. По принесении его в Москву сперва поставлен был в Кремле в соборной церкви Успения Пресв. Богородицы, а потом в скором времени перенесен в монастырь Преображения Господня, что именуется «на новом». А в котором году тот образ из Вятки в Москву принесен, в записках не описано. В лето 7155 повелением предреченных царя и патриарха с помянутаго чюдотворнаго образа список зделан, и в . тот список отпущен на Вятку, и для провождения его до Вятки послан московскаго Крестовоздвиженскаго монастыря игумен Варлаам, и на Вятку в Хлынов принесён того . декабря 17, где и ныне находится. Жители того града всякаго звания люди и протчие окрестных стран, случившися в Москве за каким-либо делом, не преминуют без поклонения и молебствия не исполнивши в домы своя не возвращаются и доднесь. Такожде и Московские народы непрестанно приходят и молебствуют и в домы своя поднимают и всенощное бдение свершают [1788], а за написание сего образа иконописцу дано 10 рублей, и на оной же образ зделан венец серебряной чеканной весу 233 1/2 золотника по 22 коп. золотник, каменьев на 5 руб. 11 коп., за укрепление оных в серебре 21 р. 50 к., за золото за работу 13 руб. 50 коп., итого 91 руб. 48 коп.»

2) Икона Владимирской Божией Матери; на лицевой стороне образа надпись: «1788 г. чудотворнаго истинное изображение и мера  образа Пресв. Богородицы Владимирския обретающагося в царствующем граде Москве в городе Китае в углу, что у Никольских ворот в церкви. Списан 1787 года декабря 1, венец на оном образе положен серебряный позлащеный с короною, убрус и повеском убраньем каменьями». На обороте иконы надпись дополняет: «Сей список послан от некоего христолюбца Переславской епархии Переславскаго уезда Залесского в экономическое село Июдино в новопостроенную каменную церковь Рождества Христова, которая  сооружена суммою от христолюбивых дателей, подаемою в 1773 году». 3) Икона Рождества Христова, на ней прибита надпись: «Писал сей образ по обещанию своему в новопостроенную церковь святейшаго правительствующаго синода главный живописец Алексей Петров сын Антропов, а оклад приложил московской купец Степан Иванов сын Белобров». На запрестольном образе Божией Матери надпись: «Сия риза построена 1735 года села Иудина запрестольной Богородицы рачением попа Василья Иванова».., риза серебряная с позолоченными венцами. На образе Феодоровской Божией Матери надпись: «Сей святый образ списан с чюдотворнаго образа Пресв. Богородицы, нарицаемою Феодоровския яже во граде Костроме, а явление того цельбоносного образа бысть в лето 6747 месяца августа 16 день, празднование тому чюдотворному образу и о явлении предложено в прологе марта 14.  Той св. образ Пресвятыя Богородицы великому князю Василью Георгиевичу рекомому». В придельном храме замечателен образ Казанской Божией Матери; риза серебряная, венцы вызолочены, на венце корона и крест из камней, оплечье унизано жемчугом; на ризе надпись: «1768 октября 10 царствующаго великаго града Москвы христолюбивый Феодор Алексеев с супругою приложили вкладу сей образ Матере Божия Казанския со украшением в село Июдино в новостроющуюся каменную церковь на христолюбивую сумму во имя Рождества Спасителя нашего в приделе, изображение и мера с чудотворнаго ея образа, что в селе Богороцкое за Москвой у Казанския»…. (далее написана та же молитва, что и в начале надписи на церковной стене). При этой иконе серебряная привеска с 5-ю частицами свят. мощей. Другая икона Казанской Божией Матери пожертвована в 1763 году князем А. И. Несвицким. Имеются два серебряных креста с частицами св. мощей; на первом надпись: «1767 г. построен сей крест в село Июдино в новостроющуюся каменную церковь Рождества Христова и придел Богородицы старанием тоя церкви строителя иерея Петра с причетники на собранную сумму от христолюбцев». Сохранилось Евангелие печати 1657 года, другое же Евангелие изд. .

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1780 года, исповедныя росписи с 1808 года.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: а) процентов с причтоваго капитала (414 р.) 16 p.: б) от служб и требоисправлений 450 p.; в) от земли 80 руб., а всего около 550 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной около 3 дес., пахотной около 15, сенокосной 5 дес. и заросшей кустарником 7 десят., а всего около 30 дес. Плана и межевой книги на эту землю нет.

Приход состоит из села Иудина и деревень: Шубина (2 вер. от церкви). Козлова (3 вер.), Мехова (4 вер.), и Лискина (5 верст), в коих по клировым ведомостям числится 382 души мужескаго пола и 437 женскаго.

В селе Иудине имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1892–93 учебном году было 15.

 

Список лиц, деятельность которых нашла отражение

в Летописи Христорождественской церкви в селе Иудино

 

Епископ Переславский и Дмитровский Сильвестр —  благословил строительство каменной церкви приделом Знамения Пресвятыя Богородицы вместо деревянной церкви.

Поп  – служил, когда церковь представляла собой еще деревянную постройку, его рачением построена риза на Запрестольном образе Божией Матери в 1735 г.

Священник Иоанн Данилов — служил в церкви, когда она еще была деревянная (при нем был построен синодик для вечного поминовения, который был впоследствии перенесен в новую каменную церковь).

Священник Петр Васильев – по его прошению с 1763 существует каменная церковь

Священник Никита Степанов – священник села Константиново, освидетельствовал и составил опись старой деревянной церкви и новой каменной.

Дьякон  – пономарь в церкви, упокоился в . 12 января. 

Князь Лука Иванович Несвицкой – дал вкладу каменного кирпича 30000, белого камня 400 на постройку каменной церкви, жертвователь образа Казанской Божией Матери в осребренном окладе с ризою кованою и венцом позлащенным в .

Федор Алексеев с супругою – жертвователь образа Матери Божия Казанския.

Зиновий Григорьев – крестьянин деревни Шубина – вкладчик суммы денег, в том числе на которую был отлит благовестный колокол с изображениями Ильи Пророка, преподобного Сергия, Казанской Божией Матери и Рождества Христова, в том числе на которую построена каменная ограда; упоминается в летописи в причте церкви от 1868 года, получение вознаграждения приходом за поминовение его души  (1868).

Священник Иоанн Максимов Смирнов – священник села Иудина, находится при церкви с 11 декабря 1836 года. Обучался в Спасо-Вифанской семинарии и окончил курс с аттестатом 1-го разряда. С 1852-го года по 1864 проходил должность ведомственного духовника; 1859 года 14 июля в память войны 1853-185.. годов награжден бронзовым наперсным крестом, в . по . проходил должность благочинного и за усердное и ревностное прохождение оной должности изъявлена ему признательность Епархиального начальства, в сем же 1868 году Всемилостивейшее пожалован бархотною скуфьею. Священноцерковнослужитель с. Иудина (летопись 1868 года) В 1869 выбран ведомственным духовником в церкви.

Дьякон пономарь Василий Васильев Лебедев – священноцерковнослужитель с. Иудина (летопись 1868 года, 1883 г.)  Исправляющий должность псаломщика.

Пономарь Николай Петров Тихомиров – в 1868 определен пономарем в Иудино. В июле 1871 г. уволен из духовного звания за нетрезвую жизнь.

Леонтий Никитин Гомозов – староста церкви села Иудина 1861 г.

Федор Лукьянов Горбачев – крестьянин деревни Шубина, староста церкви села Иудина с 1 января 1862, его стараниями вырезан и вызолочен иконостас в 1867, устроен балдахин. В 1865 году награжден от консистории похвальным листом.

Господин Шилов – вложил в 1834 Евангелие в пол-листа, обложенное малиновым бархатом, с медной посеребренной верхней доской (издание от 1657 года).

Иерей Петр – 1767 – церковный строитель, его имя указано на Кресте серебряном, чеканном беспробном с мощами.

Московский купец Василий Амвросиев – вклад креста маленького серебряного позолоченного безпробного с мощами.

Афанасий Степурин упоминается в летописи в причте церкви от 1868 года, получение вознаграждения приходом за поминовение его души.

Павел Федоров – крестьянин деревни Шубина, церковный староста церкви села Иудина избран в 1881 году на трехлетие.

Михаил Васильев – церковный староста 1883 г.

(222)